И он спел мне вновь песню-сюиту «Спит утомленная Земля». В ней слышался боль, грусть, глубокая тревога за судьбу не только родного края, людей, но и всей планеты. Позже я понял, что встретил истинного «реликтового» кобзаря, который чутко реагирует на состояние Отечества, является как бы ее вичнорезонуючим камертоном.
Что происходило с певцом дальше, я не знал, потому что судьба забросила меня в такие края, где, как шутили наши мудрые предки, лягушка сиськи дает. Несколько лет я имел дело с той лягушкой, а когда вернулся, то застал Василия Литвина вполне в другом настроении, виде, состоянии. С бандуры будто какие-то ветры сдули пыль, и инструмент в руках певца звенел, гремел, журчал, исходивший, улыбался, угрожал, предостерегал. И сам он изменился, превратился из дядькуватого козарлюги в правдавнього Боян рапсода: длинные седые кудри до плеча, усы, борода. Казалось, что кто-то древний и мудрый нашел его в океане веков и пробудил к новой и срочной действия. И все вокруг изменилось. К певца приходили школьники, приобщались к игре на бандуре, его собственная детвора (целая куча мальчишек и девчонок) пели и играли на флейтах, жгли языческие очага и прыгали над ними, составляли песни и посвящали их Солнцу, Звездам, Луне, Земле. Я почувствовал кобзарь стал предтечей грядущего цикла обновления.