Проведенный анализ истории и теории учебника по литературы показал, что учебная книга по литературе является сложным педагогическим организмом, который функционирует в течение веков по объективным законам развития этого педагогического явления.

На разных этапах истории России совершенствовались и изменялись принципы отбора учебного материала для учебника, его видов и форм. Малозаметные, но важные факторы общественной и культурной жизни народа влияли на содержание учебника, принципы отбора художественных текстов для изучения.

   Средневековая книжность не знала разницы между учебной и научной литературой. Так называемые буквари (предтечи современных читалок) и грамматики были на самом деле сводом правил с грамматической структуры старославянского (древнерусской), греческого и латинского языков. Они представляли собой общеобразовательной нормативный сборник филологического и религиозно-догматического содержания. Такой подход к содержанию учебной книги продлился в методике словесности и отчасти в методике литературы вплоть до середины XIX в. В ХVI в. в букварях и грамматиках начинает ярко проявляться тенденция к употреблению народной (украинского) языка.

   Новый, отдельный предмет литература появляется в 50-70-х гг. XIX в. в средних образовательных учреждениях (школы и гимназии). В это время основное внимание Создательов составителей учебников и в современном образовании есть все ГДЗ 3 класс + ответы к учебникам, которые вы найдете на этой странице.

Была сосредоточена преимущественно на поисках принципов отбора художественных текстов для изучения, их соответствия основным достижением украинской литературы. Этот процесс происходил параллельно со становлением украинской литературоведческой науки, иногда ее опережая. "Что изучать?" - Было главной проблемой для составителей и учебников по литературе в XIX в. Добавим: вопрос "что изучать?" будет возникать каждый раз, когда в процессе кардинальных общественных преобразований меняться критерии оценки знаний и воспитанности школьников.

   Во 2-й пол. XIX в. на формирование содержания школьного литературного образования значительное влияние имели такие литературоведы. Возняк и другие ученые, сами заключали учебники по литературе для средних и высших учебных заведений. Выдающийся ученый И. Франко, значительное внимание уделив развития такой новой педагогической науки, как методика литературы, дал глубокие, научно выверенные рекомендации по заключению учебников по украинской литературы исключительно талантливыми и понятными детям произведениями отечественной литературы.