Таинственный воин-колдун сосредоточен и спокоен. Распряжении лошадь, на ветвях висит сабля, мушкет. Долой отвергнуты прелести светских веселья, олицетворенные в бутылке и рюмке. Избран позу глубокой медитации-размышления. Однако мы видим не йогическое транссамадхи, то есть углубление в свитипозавимирности, мы с радостью и удивлением отмечаем сосредоточение на гуслях. Легендарный казак-кобзарь завещает потомкам не путь агрессии, разбоя или воинственных походов: он как бы предсказывает такую эпоху, когда люди отвергнут опасные игрушки своего несовершенного детства и найдут путь для расцвета самой крупной черты человека мыслящего — способности к творчеству.
Именно в этом «казацкому роду нет переводу», как о тее намекает в своей прекрасным книге Александр Ильченко. Тогда призыв к современным кобзарей приобретает конкретные очертания и значение. В конце концов, бандуристов у нас достаточно, их учат в соответствующих школах, кружках энтузиастов, в консерваториях. Но кобзаря подготовить в учебном заведении невозможно, как невозможно изучить воробья петь соловьиные рулады.